Data Science: зачем нужна журналистика данных - Polymatica - аналитическая платформа для работы с большими данными

Data Science: зачем нужна журналистика данных

Июнь 2020

Количество информации в мире растет с пугающей быстротой. Ежедневно человек пропускает через себя бесчисленные потоки информации. Неизбежной адаптацией к информационному шуму является снижение концентрации внимания. Согласно исследованию компании Microsoft, в 2000 году средний показатель концентрации внимания был 12 секунд, к 2015 году он снизился до 8. Современным СМИ, чтобы оставаться читаемыми, недостаточно просто сообщить интересную новость, необходимо за 8 секунд привлечь внимание читателя. Визуальный контент может заинтересовать аудиторию за считанные миллисекунды.

“Журналистика данных (Data Journalism) — это процесс сообщения фактов с использованием структурированных данных в качестве основы повествования и объективного управления ими”, — Экапон Тинтаворм.

Новая старая журналистика


СМИ всегда стремились подкреплять статьи данными и фактами. Однако, журналистика данных — это принципиально новый механизм организации общения с аудиторией. Она предлагает инструменты визуализации «сухих» данных, помогает наглядно представить информацию. Но привлекательное визуальное сопровождение — лишь вершина айсберга журналистики данных.

Сложные выводы из простых данных


Для объяснения действительности дата-журналисты вместо информаторов или пресс-релизов, основных инструментов традиционной журналистики, используют базы данных. Именно данные, которые накоплены в различных информационных системах, в том числе государственных, — основной источник информации. Для широкой аудитории они оказываются сложны и не понятны. Аудитории нужен журналист, чтобы увидеть хоть что-то значимое посреди нарастающего шума информации. Недостаточно смотреть на таблицы, важно задавать к данным правильные вопросы и находить на них ответы. Этим занимаются дата-журналисты, исследуя и обрабатывая большие массивы информации, они структурируют ее, применяют в контексте ситуации и делают выводы, влияющие на понимание широкой аудиторией экономических и социальных процессов и явлений.

Вернуть доверие


В мире, наполненном поддельными новостями и альтернативными фактами, читатель теряет доверие к СМИ. Согласно исследованию «Edelman Trust Barometer 2020», 57% респондентов считают, что медиа транслируют непроверенную и недостоверную информацию. С 2018 г. доля опасающихся, что ложные новости используются «как оружие», выросла до 76%. В такой плачевной для СМИ ситуации журналистика данных, основанная на фактах, доступных любому пользователю, способна вернуть доверие к СМИ. Читатель, опираясь на данные, может следовать по тому же маршруту, применять те же методы, которые использовал журналист, и прийти к тем же выводам.

Данные или история


Сухие данные наглядны, они дают возможность с помощью поиска, фильтрации, анализа и визуализации превращать абстрактное в конкретное, но лишены эмоциональности. Хорошая статья должна вызывать эмоциональный отклик аудитории. Задача журналистов данных преподнести информацию так, чтобы создать историю, которая звучит увлекательно и убедительно, очеловечить ее. Лучшие дата-журналисты являются, в первую очередь, талантливыми авторами, которые умеют сосредоточить внимание на истории, а не на данных, анализе или технологиях, которые держат историю на плаву.

Дальнейшее развитие журналистики данных будет связано не только с созданием информационного продукта, но и с предоставлением своим читателям особого информационного поля, в котором они смогут формировать продукт и выбирать для него форму представления. А в медиа среде укоренится гибридная должность, совмещающая навыки журналиста и data scientist.

Автор: Янина Шкуропат